Контакты
МоскваСтаврополь
Адрес:
109028, Россия, Москва, ул. Солянка, д.3, стр.1
Телефон:
+7 (962) 454-96-10
Адрес:
355000, Россия, Ставрополь, ул. Дзержинского 158, офис 1706
Телефон:
+7 (962) 454-96-10
Оставьте свои контакты и мы ответим на ваши вопросы
Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете
своё согласие на обработку персональных данных
Панельная дискуссия "Управление на основе данных. Как измерить эффективность проектов горсреды?". Модератор - Александр Панин.

Форум малых городов и исторических поселений Минстроя России во Владивостоке. 


Управлять на основе данных — то, чему мы должны научиться, если хотим жить в городах будущего. Политическая эмоция, субъективная оценка, чутье, основанное на опыте, часто лежат в основе выбора места проектирования и девелопмента. Информация пока разрознена, её источники часто не выдерживают критики. Мы понимаем, что ситуацию предстоит менять.

Разговор задумывался академичным и сложным, таким и получился. Иначе быть просто не могло. Спасибо спикерам, что смогли не просто выдержать давление, но и задать тон для будущих дискуссий. Мое мнение по итогу — данных много не бывает, но запрос на информацию определятся целями развития. Нам (исследователям, проектировщикам, управленцам) важно понимать физическое и социальное пространство городов, видеть, как оно меняется. Следует перестать бояться демографической статистки, какая бы сложная она не была, важно развивать большие данные, но при этом не уйти в абсурд и мифологию.

Данные — одна из опор городского управления. Но, если в случае природно-климатических систем опора на эмпирику позволяет установить причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий на основе корреляционных зависимостей, то мониторинг изменений города требует каузального подхода. Отсутствие строгой детерминированности человеческого поведения и вероятностный характер получаемых выводов затрудняют принятие управленческих решений. Опытные управленцы склонны скорее доверять собственной интуиции или следовать указаниям вышестоящих руководителей, нежели данным (особенно если они расходятся с их представлениями).

Дело не только в консервативности бюрократического мышления и закрытости системы администрирования, но и в методологических проблемах сбора и обработки городских данных. Мы вязнем в неопределённости и разного рода допущениях, попадаем в ловушку устойчивых социальных стереотипов. Преодолеть эти затруднения возможно только при наличии ясных концептуальных установок, понимания того, что именно и для чего мы собираемся мониторить, где искать данные, позволяющие компенсировать ощущаемый дефицит информации. Пока это превращает процесс управления на основе данных в междисциплинарный и мультиперспективный квест. Неизбежно возникает риск методической эклектики, совмещения несовместимого и в результате — неверных выводов.

И все-таки управление на основе данных позволяет частично компенсировать дефицит управленческих компетенций и помогает найти «рецепты» выхода из сложных городских ситуаций. Риск «утонуть» в большом объёме разнородных данных, скатиться в анализ случайного набора разрозненных показателей минимален и бояться этого не нужно. Но что, собственно, мы знаем сегодня о наших 1 200 городах и 150 000 населенных пунктах, понимаем ли мы то, как устроена в них жизнь, какие функции в них утрачены, а какие формируются из «ниоткуда»? Как мы будем в будущем измерять эффективность вложенных средств в города? Эти вопросы не могут быть уложены в двухчасовую дискуссию. Будем продолжать искать ответы!

Александр Панин, директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

Юлия Грязнова, руководитель дирекции стратегии, аналитики АНО "Национальные приоритеты". Результаты исследования "Городская среда как чудо. Социальные эффекты федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" позволяют выделить два важных вектора: 1. Ориентироваться на новое поколение – у молодёжи другие потребности. 2. Закладывать в заявки демографические параметры – чтобы для каждого члена семьи на всех этапах жизненного цикла была комфортная среда. А далее, чтобы эффективно измерять вовлеченность жителей, нужно понимать, какие именно данные мы хотели бы видеть для измерения.

Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Института Географии РАН. Социальная реальность такова, какой мы её видим, и зависит от мировоззрения людей, которые её осмысливают, поэтому сами данные, которые кажутся нам объективными, точно также зависят от схем нашего восприятия. Чем более космополитичной становится реальность крупнейших городов, тем отчетливее проявляется специфика малых. Нельзя к малым городам относиться как к бизнес-проекту, нельзя говорить о наращивании конкурентных преимуществ, потому что малые города никогда не могут обанкротиться – с ними связана идентичность населения страны и в этом смысле её безопасность.

Игорь Задорин, председатель правления АНО "Социологическая мастерская Задорина" (группа "ЦИРКОН"). Все несчастные малые города одинаково несчастливы, а вот счастливые – счастливы по-своему. Успех малых городов основан на какой-то особенности, которая потом была реализована в действие. Управление на основе данных – это надежный способ получить точный результат. Но мы сталкиваемся с управлением на основе мечты, желания, представления светлого будущего, и зачастую именно это позволяет найти уникальность территории. Талантливый управленец два подхода комбинирует, сочетая рациональное и чувственное.

Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ. Рейтинг доверия - главный показатель, который оценивается в ежегодном режиме. И на основе этих результатов выстраивается KPI, как минимум, губернаторов. И во многом доверие к региональной власти складывается именно из того, как жители оценивают благоприятность среды своего проживания.

Татьяна Караваева, заместитель генерального директора Фонда "Центр стратегических разработок". Эффективность принятого решения – это способность достигнуть результата и цели, которые были поставлены при реализации проекта. И здесь невозможно не говорить о демографии – городская среда остается на лидирующих позициях при принятии решения о перемене места жительства и студентами, и жителями. Эффективный проект создания комфортной городской среды должен быть результатом работы всех заинтересованных групп – органов власти, бизнеса, жителей и сообществ.

Ксения Голубева, руководитель проектного отдела по развитию городской среды АО "ДОМ.РФ". В 2018 году совместно с Минстроем РФ мы запустили Индекс качества городской среды, сначала это было несколько пилотных индикаторов, сегодня – 36, и он постоянно эволюционирует и дополняется. Сегодня его роль переоценить сложно, в ключе управления Индекс качества городской среды – это аргумент для реализации проекта. В зависимости от удовлетворенности критериями, мы можем планировать действительно нужные объекты и пространства.

Ольга Сарапулова, руководитель проектов АНО "Институт развития городов и сёл Башкортостана". Проекты благоустройства стали комплексными масштабными градостроительными проектами, которые оказывают существенное влияние на малые города. После реализации жители могут придумать проектам совершенно разные и даже неожиданные сценарии использования, в таком случае, ан основе актуальных данных, нужно уметь их адаптировать.

Ксения Большакова, заместитель директора по работе с госсектором VK. Большие данные для малых городов: 1. портреты аудитории (профилирование аудитории по 400 показателям), 2. маршруты (лето/зима, конкретных сообществ - мамы с колясками, бегуны, школьники ), 3. связь с малым и средним бизнесом. Исходя из этих данных можно выявлять инсайты, создавать нишевые турпродукты, предлагать идеи по увеличению посетителей мероприятий, мониторить качество интернета. 

Еще больше новостей: