Модератор дискуссии – Юлия Талалайкина, заместитель Директора Департамента стратегических проектов Минстроя РФ. Городская среда — это драйвер новой экономики. Да, малым городам труднее находить организационные и финансовые ресурсы, но это не означает, что они лишены инструментов государственной и частной поддержки. Скорее наоборот. Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды – один из таких примеров. И он не единственный! В рамках дискуссии обсудили существующие инструменты развития горсреды и то, как консолидировать ресурсы на своих территориях.
Альмир Хабибрахимов, директор блока городских решений и развития моногородов ВЭБ.РФ. Нововведение – поддержка проектов социальной инфраструктуры. Для городов численностью до 50 тыс. населения мы готовы половину профинансировать безвозмездно – школы искусств, дома творчества, стадионы (примеры –Тулун, Горнозаводск).
Мария Морозова, председатель Наблюдательного совета, генеральный директор БФ Тимченко. Высший пилотаж – создать такие условия, чтобы местные сообщества переходили от тактики выживания к стратегии развития. Эти изменения становятся по-настоящему эффективными, когда они обусловлены желаниями и действиями жителей.
Ксения Титова, руководитель Проектного офиса ООО «ПроГород» ВЭБ.РФ. Эффективные инструменты для развития туризма в малых городах: 1. Инструменты ГЧП – это договор о распределении рисков между бизнесом и государством. 2. Туристические схемы – план развития отрасли, который обеспечивает её предсказуемость.
Дмитрий Голованов, заместитель директора по связям и коммуникациям СУЭК. Только объединение усилий градообразующих предприятий, федеральных и региональных органов власти, вовлечения жителей даст ощутимый результат для развития территорий.
Галина Пивовар, экономгеограф, эксперт образовательной программы для атомных городов «Новая Урбанистика» Госкорпорации «Росатом». Принципы, которые отличают эффективные инструменты поддержки: 1. Минимизация бюрократической нагрузки. 2. Конкуренция и конкурсность (понятные правила и механизм повышения собственной квалификации). 3. Соотношение масштаба поддержки с масштабом накопленных проблем. 4. Продумывать и закладывать образовательно-просветительский блок. 5. Иметь меры поддержки на разных этапа – смотреть не только на концепцию, но и на реализацию.