Александр Панин, управляющий партнер Картфонда, принял участие в панельной дискусии «Что нам известно о креативном классе?». Основные тезисы:
1. Само понятие «креативный класс» требует уточнения. Надо переосмыслить этот термин с точки зрения созидания и творчества, производителя и потребителя. Важно, чтобы креативный класс перестал ассоциироваться в широком сознании у жителей страны с западными ценностями, а имел российское происхождение и прописку. Уверен, ситуация изменится!
2. Ключевая практическая задача, на мой взгляд, превратить креативные индустрии в новые экономические функции городов и сел страны. Связать их развитие с городской средой и демографическим капиталом. Пока за пределами агломераций развитие креативных индустрий происходит точечно и медленно. Но примеры появляются: Ивановская область сегодня - это университетский кампус в самом центре города, сеть атмосферных, хорошо связанных качественными дорогами, исторических поселений и малых городов, обширная event-повестка, туризм, мода и текстиль.
3. Тема креативных индустрий пока не оцифрована в нормативном и статистическом отношении! Главный вопрос заключается в особенностях статистики креативных индустрий - сколько их/нас, кто они, какие они и наконец, где они? Ответов пока нет.
4. А если нет статистики, то как мы проектируем наши города? В регионах разворачивается масштабная работа по созданию мастер-планов, стратегических документов, концепций креативных пространств и т.д. – приземлению представителей креативных индустрий на разнообразные локальные объекты. Повторение столичных кейсов без понимания местной специфики может быть опасным. Города в стране различаются по климатическим и демографическим параметрам развития, морфологии застройки и т.д. Каждому населенному пункту (а их в стране более 156 000!) предстоит ответить на вопрос: какая роль и место креативных индустрий в их новой экономике? Это важный фактор развития сети поселений, устойчивости и безопасности страны. Верю в успех созидательного творчество!