Контакты
МоскваСтаврополь
Адрес:
109028, Россия, Москва, ул. Солянка, д.3, стр.1
Телефон:
+7 (962) 454-96-10
Адрес:
355000, Россия, Ставрополь, ул. Дзержинского 158, офис 1706
Телефон:
+7 (962) 454-96-10
Оставьте свои контакты и мы ответим на ваши вопросы
Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете
своё согласие на обработку персональных данных
Городская среда как фактор Народосбережения России. Доклад А.Н. Панина

Александр Панин выступил на пленарном заседании с участием премьер-министра РФ М.В. Мишустина - «Растем вместе в малых городах: качество городской среды и демография». Мероприятие прошло в рамках двух форумов - «Развитие малых городов и исторических поселений» и «Среда для жизни» Минстроя России и Дом.рф.

Доклад - итог большой командной работы о воздействии городской среды на здоровье и демографию. Исследования определили, что вес средовых факторов, влияющих на смертность, достигает 40%. В свою очередь, стало понятно, как этим управлять. Публикуем полный текст выступления.

 

Городская среда как фактор Народосбережения России

А.Н. Панин, экономический географ МГУ имени М.В. Ломоносова, исследовательский центр Картфонд

Доклад строится на двух основных моментах. Первое - насколько при проектировании новых пространств необходимы демографические исследования и статистика или же достаточно легкой социологии и работы с сообществами? А второе - как городская среда влияет на здоровье населения, смертность и рождаемость населения. Можно ли с помощью настройки городской среды влиять на масштабы миграционного оттока или даже привлечение новых жителей?

Драматургия заключается в том, что мы по-прежнему плохо знаем демографический ландшафт страны-региона-города. А у нас очень большая и разная страна! Не будет тайной, демпрогноз – это всегда самое узкое место любого генерального плана или СТП. Например, если сложить муниципальные прогнозы в любом регионе страны, то получится численность, двукратно превышающая текущую. Такого не может быть!

Большинство территорий завышает численность населения. Но существуют примеры, когда численность населения пульсирует в зависимости от сезона – Боровск и Обнинск 4 раза в год увеличивают численность в 2 и более раз за счет московских дачников, или ЯМАЛ и ХМАО но уже за счет вахтовиков.

Иначе говоря, нам – градостроителям, архитекторам, социологам, географам и в прежние годы было сложно понимать социальные особенности территорий. Но сегодня демографические тренды крайне остро формируют значительную часть социально-экономической повестки городов и регионов страны. Причина – ковид и его последствия. Демографические потери колоссальны. В «ковидный период» Россия потеряла более 1,7 млн чел., и это худший результат воспроизводства населения за всю послевоенную историю. Для экономики быстрое сокращение населения означает снижение потенциальных темпов роста, которые и без того пострадали из-за санкций.

В этом году естественная убыль снизилась, и это хорошо! Но текущие показатели все же выше значений 2019г. Вероятно, диапазон естественной убыли будет в районе 600-700 тыс. чел.

Это означает, что все демографические прогнозы, заложенные в документах страт.планирования нужно внимательно корректировать!

Миграция. Из-за закрытия границ сократился приток мигрантов, за счет которых росло население, а жесткие ограничительные меры заставили многих покинуть свои городские квартиры и перебраться на периферию.  Впервые за 50 лет миграционный маятник качнулся в сторону регионов, малых и средних городов. Только из Москвы уехало около 3 млн чел. Кто-то на дачи в ближайшее Подмосковье, а кто-то в регионы, разогнав спрос на загородную недвижимость. Цена на которую выросла в целом на 20-40%. Появилось много новых интересных девелоперских проектов.

Многие жители стали всерьез рассматривать малые и средние города как альтернативу агломерациям. Но по ряду причин в настоящий тренд это пока не превратилось. Прежде всего из-за отсутствия качественной городской среды, к которой привыкли люди в крупных города.  Сейчас ясно одно: ковид для малых городов оказался демографическим шансом, которым не все смогли воспользоваться.

Как же сама среда влияет на линейку демографических параметров? О! Это очень интересно!

Наши исследования говорят о том, что вес средовых факторов, влияющих на смертность населения – экология, питание, качество жизни и т.д. составляет около 40% в России. Это то, на что мы с вами можем влиять. Существует следующий ряд зависимостей. Наши исследования подтверждают зависимость между практически всей линейкой демографических и миграционных показателей и качеством среды. Мы посчитали коэффициент корреляции между индексом качества среды (Минстроя России) и коэффициентами смертности за 2018-2020 год. Расчеты проводились в разных срезах. Результаты получились очень интересные.

Первое. Чем выше качество среды – тем ниже смертность. Причем наиболее ощутимой эта зависимость оказывается в группе малых и средних городов. Оказалось, что в них средовые факторы во многом определяют значения смертности.

Второе. Динамика коэффициента корреляции показывает усиление этой связи. Если в 2018 году эта зависимость проявлялась довольно слабо – значение коэффициента корреляции r = -0,19, то к 2021 году степень тесноты этой связи выросла почти в 2 раза (!) – до r = -0,34.

Это позволяет рассматривать фактор среды как один из ведущих факторов смертности наряду с общеизвестными и бесспорными факторами (уровнем развития здравоохранения, социально-экономическими условиями, половозрастной структурой населения и др.)!

Приведу пример Москвы – города, который первым в стране совершил и продолжает совершать революцию в городской среде. Но наиболее интересная связь с ожидаемой продолжительностью жизни и смертностью прослеживается в репутационно развитых с точки зрения городской среды районах, в которых проживают номады глобализации, представители креативного класса, творческая интеллигенция и т.д.

Рисунок распространения ареалов уровня образования, обеспеченности жилья и ОПЖ практически одинаков.

Мы знаем, насколько сильно различаются районы Москвы по показателям смертности населения – Хамовники 6.9 в 2019 и 8.7 в 2020, а Вишняки 11.2 и 14. Разрыв колосальный!

Похожие результаты получились с рождаемостью.  Совокупный вклад квартирографии и городской среды может увеличивать рождаемость (желание у российских семей заводить детей) на 20% и более. Правда существует опасный тренд уменьшения средней площади квартир вводимого жилья. В 18 квадратных метрах сложно иметь трех детей.

Городская среда – ключ к решению демографических проблем. Ошибки проектирования напрямую ведут к  снижению качества жизни. И наоборот, выверенный и просчитанный проект городского развития может давать огромные перспективы для Народосбережения страны.

На основе доклада предлагаю сформировать комплексную полимасштабную систему мониторинга социально-демографических процессов, позволяющую оценивать потенциал территорий и формировать набор управленческих решений по настройке городской среды. Это нужно и губернаторам, и архитекторам!

Еще больше новостей: