ВЦИОМ ежемесячно выпускает экспертно-аналитическое издание «СоциоДиггер», посвященное изучению основных изменений и трендов в жизни российского общества. Александр Панин, управляющий партнер Картфонда, был приглашен для участия в августовском выпуске. Он дал расширенный комментарий «Рейтинги российских регионов и картографирование социальных позиций».
Александр Панин говорил о том, что верные с токи зрения методологии и корректно картографированные региональные рейтинги могут решать множество задач: показать пространственные особенности социальных/политических/экономических процессов или явлений, определить масштабы регионального неравенства, замерить скорость нарастания диспропорций, оценить территориальные взаимосвязи и конкурентные преимущества регионов и городов и, наконец, увидеть, как формируется рисунок явления на карте.
Также он добавил, что карта – это не только визуальный образ, но и часто политический акт. Он может вызвать широкий резонанс и сформировать новый социальный контекст, став фактором поведения людей. В случае с коронавирусом и «пандемией страха» отсутствие ощущения объективной опасности может влиять на рост числа заболеваний и систему здравоохранения в целом. В этом смысле картографирование требует деликатности и на стадии создания карты, и на стадии интерпретаций.
В ином случае карты становятся средством манипулирования общественным мнением. Осознавая свою ответственность, разработчики рейтингов обязаны строить свои карты, используя в том числе и классические приемы картографической науки (выдержанные пропорции, цвет, условные обозначения), а в интерпретациях учитывать специфику выбора данных и объективные обстоятельства.
Материал проиллюстрировали карты, разработанные Картфондом.
С полным текстом комментария вы можете ознакомиться в источнике.