Модератор - Марина Абрамова, президент АНО «Креативная экономика». Каждый город нашей страны уникален и у каждого, без сомнения, есть душа. Её компоненты – особый визуальный образ, исторические и архитектурные коды, ландшафт и конечно, жители. Ключевой вопрос нашей дискуссии – как малым городам не потерять душу, как не потерять то самое креативное сообщество, от которого зависит развитие города, территории и страны в целом.
Александр Журавский, заместитель начальника управления Президента РФ по общественным проектам. История малых городов – это история освоения нашей страны, их субъектность может произрастать только от корня своей автохтонности. Сысерть, Выкса, Суздаль нашли свою уникальность, у каждого из них своя стратегия развития. Нужна мечта и сверхзадача, без них сложно вдохновить творческого человека на подвиги.
Дарья Кислицына, руководитель департамента региональных программ АНО «ЭИСИ». Комфортная городская среда формирует доверие к власти. Для сохранения «души» города нужно в первую очередь позаботиться о «теле» – базовых потребностях. Программы поддержки, медицинские бригады, учителя – это важно, чтобы жители чувствовали себя спокойно и могли заниматься искусством, творчеством.
Ян Кожан, директор Агентства развития города Сысерть. Несмотря на медленный ритм, любой малый город – это отличная площадка для экспериментов. Внедрить что-то новое в Москве, Санкт-Петербурге, Казани намного сложнее, а в небольшом городе можно с нуля создавать яркие, полезные, смелые проекты. Это ещё одно преимущество для малых городов – находить опору для развития не только в прошлом, но и в настоящем.
Александр Гусаковский, член Комитета Совета Федерации по социальной политике. Важно менять тренд и говорить о том, что в малом городе жить престижно. Для этого уже сейчас мы делаем принципиальные вещи: развиваем локальную экономику и улучшаем инфраструктуру. Однако важно продолжать формировать и продвигать позитивный облик городов (совместно с Яндекс, ВК и т.д.).
Олег Степанов, генеральный директор АНО «Большая Земля». Цивилизация делает новый виток: 1. Будущее за малыми городами. 2. Не «креативное сообщество», а каждый человек должен творчески относиться к окружающему пространству. На пути к достижению комфорта в 20 веке мы потеряли связь друг с другом и с природой. Восстановление этих связей через созидание и творчество – шанс для малых городов и их жителей.
Олег Шапиро, главный архитектор ООО «Ваухаус». Чтобы креативные люди, которые создают повестку, оставались в городе, помимо среды, нужна связность с миром, эмоции, сообщество. Когда город «встроен в жизнь» выше шанс, что туда приедут люди. Пример успешного кейса – Выкса (10 лет там проводится масштабный фестиваль, это даёт импульс городу).
Алексей Шевцов, исполнительный директор ООО «Музейный комплекс Левитановский Плёс». Необходимо беречь основной каптал малого города – красоту застройки (избушки, домики) – и бороться с таким явлением, как расхищение пейзажей (создание объектов, инородных окружающей среде). Можно дать лотерейный билет городу – построить такой гостевой дом, чтобы семья мэра или губернатора захотела в нём остановиться. Основа – уникальная история местности.
Валентин Работенко, председатель общероссийской общественной организации уличной культуры и спорта «Улицы России». Важная задача для нас – запуск механизмов коммуникации и поддержки лидеров сообществ. Это позволяет им проявлять свою уникальность и создавать в каждом городе атмосферу, привлекательную для новых жителей. Мы развиваем сообщества, а они создают среду.
Юлия Сафронова, директор АНО «Граффити-Азбука». Один из способов преобразить общественные пространства города и дать импульс для творчества жителей – легализованные пространства для стрит-арта. Это создаёт условия для самовыражения и влияет на облик города.